- До сих пор мы говорили только об устной речи, а как ребёнок учится читать? Ведь тут уже не обойтись без расчленения слов на слоги, буквы, возвращаясь к методике «от частного к общему»?
Нет, конечно. Если принцип “от общего к частному” уже сформулирован (мысль-фраза-слово-слог-буква), мы не вправе его нарушать внутри данной программы. Вам не приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда ребёнок обожал английский язык в детском садике (песни, стихи, спектакли – если ему повезло, и его не пичкали буквами и слогами), а потом, поступив в школу, начинает его ненавидеть? Оказывается, что в детском саду был язык “понарошку”, а серьёзный язык – это буквы, слоги, артикли. В общем, прощайте, киски, зайчики! Здравствуйте открытые слоги, артикли, времена и т.д. А к тому времени, когда все эти осколки речи снова склеятся в зайчиков и кисок, последние уже не смогут ожить. Перед нами стоит сложнейшая задача, как сделать так, чтобы чтение не разрушило речь. Ведь один из ранее сформулированных нами законов гласит: “Ребёнок категорически не должен слушать неправильную речь, так же, как музыкант фальшивое пение!” А ведь собственное чтение по слогам – это и есть фальшивая музыка, ибо оно не может вписаться в общую интонацию фразы. Критерии правильного чтения у нас таковы: закрыв глаза, мы должны слышать чей-то разговор, рассказ, но не чтение. То есть связь с текстом на слух вообще не должна улавливаться. Текст – это лишь пища для мысли! Как будто студент краешком глаза подсматривает в шпаргалку (так, чтобы преподаватель не заметил) и не прерывает естественного повествования. То есть
- Звучит замечательно для человека, свободно читающего! Но ведь мы говорим о первых шагах в чтении!
Ну, что ж, давайте опишем процесс освоения техники чтения с самых первых шагов.
Сотни раз мне приходилось отвечать на один и тот же вопрос родителей: “Как же они могут читать, если они даже алфавита не знают?” И каждый раз я отвечаю: “Когда они будут знать алфавит, учиться читать будет уже поздно, ибо первое же слово “Hello” превратится в “eit∫ ”, “i:”, “dbl”, “el” “eu”! Есть ли хоть что-нибудь общее в звучании первого и второго?
- Так что, алфавит вообще не нужен?
Очень даже нужен, но совсем для другого! Никакого отношения к говорению, чтению он не имеет и служит определённой, довольно узкой цели – правильное спеллирование слова, то есть, произнесение его по буквам (если собеседник не расслышал имя или название по телефону или сомневается в правописании слова). Мы в таких случаях называем имена, например, МГУ – Максим, Григорий, Ульяна. Согласитесь, что ребёнок довольно редко сталкивается с такой ситуацией, когда нужно что-то произнести по буквам.
Диалог с 5-летним малышом (английским):
Это довольно взрослая тема, поэтому с алфавитом можно не спешить, занимаясь с детьми. Зато когда мы с ним уже ознакомимся, я рассказываю детям, как важно знать алфавит, что ошибившись в произнесении одной буквы можно не сесть в самолёт, не попасть в гостиницу, если вы зарезервировали место по телефону. Но знакомить детей с буквой “A” как с началом языка – это всё равно, что изучать с младенцем марки машин, которые я, например, не знаю до сих пор, и неплохо без этого обхожусь.
- Кстати, а когда дети начинают читать?
Неплохо, конечно, до чтения иметь большой стаж говорения без опоры на текст (если мы начинаем обучение рано). А если после 5-ти лет, когда дети в состоянии удерживать взгляд на строке, то нет уже смысла сдерживать процесс, поэтому можно начать сразу, одновременно (уж больно заманчиво иметь такую информацию, как печатный текст в качестве пищи для мысли). Другой вопрос, что в процессе обучения всегда, на любом этапе, даже самом продвинутом слуховой образ фразы должен всегда предшествовать графическому! Это непреложное правило коммуникативной методики сформулировано давно. Мы лишь попробуем разобраться, в чём суть этого правила. Итак, “графический образ фразы”.